Слепота к растениям: как мы до этого докатились и в чём опасность.
Сегодня публикуем не короткую, но захватывающую статью-исследование о том, почему многие из людей в нынешние времена слепы к растениям. Статью мы увидели в группе наших друзей
Сохраним Южно-Приморский парк - благодарим коллег за вынесение вопроса всем нам "на рабочий стол". Рекомендуем к неспешному воскресному прочтению.
*****
Зеленая слепота: почему мы не обращаем внимания на растения вокруг нас и при чем тут глобальный экологический кризис .
Мятлик, тимофеевка, спирея, сныть — эти и другие растения можно встретить практически в каждом городском парке или дворе. Однако мало кто из жителей мегаполисов (да и небольших городов) может с уверенностью отличить их друг от друга, и тем более что-то о них рассказать. Такое незнание окружающей нас флоры и отсутствие интереса к ней ученые называют слепотой к растениям, которая в условиях урбанизации приняла катастрофические масштабы. Так почему же носорог или филин, которых большинство из нас видели только на картинке или в зоопарке, всем знакомы, а ясень и боярышник, которые растут у нас под окнами, — нет? И при чем тут экологический кризис? Рассказывает Иван Дмитриев.
Что такое слепота к растениям.
Феномен слепоты к растениям (англ. plant blindness) появился в научном дискурсе сравнительно недавно. В 1999 году биологи Джеймс Вандерси и Элизабет Шусслер опубликовали научную статью в журнале The American Biology Teacher, которая стала отправной точкой для междисциплинарного исследования этой проблемы. Они заявили, что слепота к растениям — это сложное явление, которое включает девять аспектов (или симптомов) искаженного восприятия флоры. Приведем некоторые из них:
Вы считаете, что растения являются лишь фоном для жизни животных.
Вы не имеете практического опыта выращивания и идентификации растений в своем географическом регионе.
Вы не знаете, что растения занимают центральное место в ключевом биохимическом цикле — круговороте углерода.
Вы не понимаете, что нужно растениям, чтобы оставаться живыми.
Вы не осознаете важности растений для поддержания нашей жизнедеятельности.
Высока вероятность, что хотя бы один из перечисленных симптомов вам знаком. Возникает вопрос: неужели со всеми нами что-то не так или же во всём виноваты условия жизни в городе и неинтересные уроки биологии в школе?
Школа и медиа на страже зооцентризма.
Как пишут Вандерси и Шусслер, формированию слепоты к растениям способствует множество биологических и социокультурных факторов. В первую очередь это так называемый зоошовинизм, под которым подразумевают игнорирование растительного мира в научном и академическом дискурсе и акцентирование внимания на проблемах и особенностях мира животного. К примеру, многие преподаватели биологии иллюстрируют такие общие для всего живого процессы и явления, как эволюция, адаптация к неблагоприятным условиям обитания и размножение, исключительно примерами из животного мира, а изучению ботаники традиционно уделяют значительно меньше академических часов, чем зоологии и анатомии человека.
Такой «зооцентристский» подход к изучению живой природы лишь укрепляет представление учеников о растениях как о «зеленой массе», на фоне которой ползают, скачут и бегают разнообразные — более интересные, чем неподвижные деревья и травы, — приматы, рептилии и пауки.
Значительную роль в укреплении слепоты к растениям как одной из граней мировосприятия современного человека играет и информационное поле, в которое растения и открытия в области ботаники попадают нечасто. О них снимают мало передач на телеканалах, посвященных природе, они редко попадают в новостную повестку (можно вспомнить лишь сюжеты о лесных пожарах и цветении сакуры), о них практически не говорят в неспециализированных медиа.
Более того, ни писатели, ни мультипликаторы, ни режиссеры не прикладывают никаких усилий, чтобы предложить нам достойную репрезентацию растительного мира. Большинство из них не готово идти на риск и производить контент, в котором бы растения играли важную для сюжета роль или были бы представлены в необычном и интересном ключе. Именно поэтому практически все герои современных детских и подростковых книг, мультсериалов и фильмов — это либо люди, либо антропоморфные животные, а такие персонажи, как Грут, человекоподобное дерево из «Стражей галактики», воспринимаются нами как нечто крайне экзотическое и необычное.
Всё это приводит к тому, что растения оказываются вытесненными на периферию нашего сознания, а наше представление об окружающем мире и понимание того, как живут растения и какую они приносят пользу, искажается.
К слову, если мы возьмем русскоязычную среду, то здесь распространенность слепоты к растениям связана в некоторой степени и с тем, какой смысл сегодня вкладывают в слово «ботаник». За последнее столетие оно так сильно обросло негативными коннотациями, что его первоначальное значение многими даже не считывается, а школа и медиа этому совсем не препятствуют.
Как глаза и мозг нас подводят.
Образование, потребляемые нами медиа и особенности языка действительно негативно сказываются на формировании ботанической осознанности. Однако одна из основных причин слепоты к растениям кроется не во внешнем мире, а в нашей физиологии, а точнее — в особенностях работы головного мозга (из-за этого о данном феномене в научной среде говорят как о «состоянии по умолчанию», то есть свойственном нам по природе). Так, уже через шесть недель после рождения у человека развивается склонность реагировать в первую очередь на те предметы в окружающей среде, которые имеют лицо, — и животные, в отличие от растений, этому критерию вполне соответствуют.
Также исследователи выяснили, что каждую секунду наши глаза получают более 10 миллионов единиц информации, но лишь 16 из них перерабатываются и достигают нашего сознания. В условиях ограниченности систем визуальной обработки информации наш мозг делает всё возможное, чтобы именно эти 16 единиц оказались наиболее важными. Для этого он фокусируется на объектах окружающей среды, которые двигаются, выделяются по цвету или транслируют какие-либо визуальные сигналы — условно говоря, представляют опасность или являют собой потенциального полового партнера (да-да, это происходит автоматически). Как мы знаем, к растениям ни один из перечисленных параметров не относится, поэтому и информация о них до нашего мозга доходит в значительно меньших объемах.
Большую роль в искаженном восприятии флоры нашим мозгом играет и скученность растений в городской среде и в дикой природе, а также их схожесть по цвету. Было доказано, что из-за этих свойств нашему зрению трудно сконцентрироваться на отдельных растениях, поэтому мы воспринимаем их как нечто цельное, как «зеленый фон». К примеру, многообразие трав под ногами или сливающиеся друг с другом кроны разнообразных деревьев в парке редко привлекают наше внимание: это привычная для нас часть среды, такая же, как облака на небе, а значит, ее можно проигнорировать.
И всё же слепоту к растениям невозможно полностью оправдать природой нашего зрения и особенностями функционирования мозга. Часть визуальной информации, которую мы получаем из внешнего мира, определяется нашей заинтересованностью в ней и любопытством, а их можно развить или привить.
Ученые объясняют, что, как только объект окружающей среды приобретает значение для наблюдателя, вероятность его игнорирования резко снижается. Главная проблема заключается в том, что для большинства людей растения не имеют практически никакого значения, — и потребуются огромные усилия, чтобы это изменить.
Пробуждаем ботаническую осознанность.
Способов борьбы со слепотой к растениям огромное множество, однако не все они одинаково эффективны. По мнению группы ученых из Университета Северной Дакоты, чтобы изменить представление человека об окружающем мире, а не просто заинтересовать его цветами на клумбе, необходимо в первую очередь кардинально переосмыслить подход к преподаванию биологии в школах.
Учителя, что бы мы ни говорили, оказывают колоссальное влияние на человека и формирование его личности: именно они во многом задают вектор дальнейшего развития ученика и способствуют разрушению или, наоборот, укоренению стереотипов его мышления.
Важная задача учителя — пробудить интерес юных исследователей к растениям, вдохновить их и показать, что мир флоры полон сюрпризов и неожиданных открытий. В этом им могут помочь и групповые выезды на природу с целью идентификации различных трав и кустарников, и классы по уходу за цветами, высаженными у школы, и занятия по ботаническому рисунку, и занятия с использованием микроскопа. Кроме этого, среди предложенных специалистами вспомогательных методов изучения флоры можно встретить и обращение к популярной литературе, например к «Гарри Поттеру» (урок по пересаживанию мандрагоры — один из самых запоминающихся моментов в серии), и составление гербариев из сухих цветов для школьного конкурса. Главное — выстроить занятия так, чтобы большая их часть была посвящена практической работе, иначе высока вероятность, что даже у самых увлеченных ботаникой учеников пропадет желание тратить время на этот предмет.
Здесь стоит отметить, что не все группы растений одинаково интересны школьникам. Как показывают исследования, показатели заинтересованности в декоративных и съедобных растениях у школьников самые низкие, хотя именно ими чаще всего иллюстрируют учебные пособия. Наиболее же интересны лекарственные (шалфей, календула) и стимулирующие растения, такие как табак и кофе, — именно их стоит приводить в пример во время изучения ботаники.
Помочь пробудить ботаническую осознанность у ребенка или подростка может и «ментор по растениям». Как пишут Вандерси и Шусслер, эту роль должен взять на себя человек, готовый поддержать ребенка в изучении флоры в бытовой жизни: сплести с ним венок из одуванчиков, совместно обрезать сухие листья у комнатных растений или посадить огурцы в огороде.
«Ментором по растениям» может быть и сестра, и мама, и дедушка — главное, чтобы такой ментор появился в жизни ребенка как можно раньше, ведь именно детство — ключевой период для развития экологической осознанности и выработки позитивных паттернов поведения по отношению к окружающему миру.
Чем опасна слепота к растениям.
И всё же почему слепота к растениям так опасна? Наглядный, хотя и шуточный, пример — история Дороти из фильма 1939 года «Волшебник страны Оз». Многие вспомнят, что она больше всего на свете боялась «тигров, и львов, и медведей», а сама чуть не заснула вечным сном на маковом поле. Можно не сомневаться: если бы девочка была подкована в вопросах ботаники, такого бы с ней точно не произошло, а Дровосеку и Страшиле не пришлось бы ее спасать.
В самом деле, мир растений таит множество угроз, о которых мы можем и не подозревать. Ожоги от борщевика, отравления волчьей ягодой или беленой — каждый год насчитывают тысячи таких случаев, и простое незнание ядовитых растений приводит к летальным исходам. Однако не только это говорит нам о необходимости изучать ботанику: проблема слепоты к растениям опасна и на глобальном, планетарном уровне.
По этому поводу научный обозреватель Уильям Аллен пишет:
«Поскольку большинство людей не обращают внимания на растения и ту фундаментальную роль, которую они играют в поддержании жизни, общество вряд ли осознает, что сохранение растений является одной из важнейших проблем человечества, и тем более поддержит исследования и образование в области ботаники».
Его слова сегодня как никогда актуальны: уничтожение целых экосистем и изменение естественных ландшафтов, вырубка лесов и лесные пожары — эти и другие экологические преступления и катастрофы сегодня мало тревожат тех, кто ничего не смыслит в экологии, биологии и географии. Правительства в большинстве случаев закрывают глаза на экологические дела или ограничиваются пустыми обещаниями, а протесты экологов и зеленых активистов ни к чему не приводят: их энтузиазма и упорства оказывается недостаточно. Только общественный резонанс и широкое освещение такого рода проблем в медиа помогают достичь каких-то результатов и предупредить злоупотребления в сфере экологии.
Всё это еще раз подтверждает, что ни переход к зеленой экономике, ни разрешение глобальных экологических проблем не будут возможны, пока степень заинтересованности растительным миром не возрастет на индивидуальном уровне, пока обезлесение Амазонии или уничтожение редких видов флоры не станет для каждого личной трагедией.
Дорогу к зеленому будущему преграждает и повсеместная урбанизация, из-за которой всё больше и больше людей вырастает с минимальным опытом взаимодействия с растениями в их естественной среде обитания. Огороды и приусадебные сады стремительно уходят в прошлое, игры в лесу или в поле вытесняются другими видами досуга, а контакты с флорой сводятся к потреблению в пищу продуктов растительного происхождения.
В итоге мы забываем, что растения нас и одевают, и питают, и укрывают от дождя, и спасают от холода, и вдохновляют. Мы не осознаём, что в глобальных масштабах они составляют более 80% биомассы нашей планеты (для сравнения: животные — лишь 0,3%), обеспечивают кислородом всех живых организмов, поддерживают целостность экосистем и участвуют в ключевых биохимических процессах, без которых жизнь на Земле была бы невозможна. Мы редко задумываемся о том, какое негативное воздействие оказываем на растительный мир ежедневно, хотя во многом из-за нас общее количество одних только деревьев снизилось на 46% по сравнению с показателями «дочеловеческих» времен, и эти цифры продолжают расти.
Возможно, борьба со слепотой к растениям не есть панацея от глобальных экологических проблем. И всё же это необходимый шаг, без которого нашим мечтам о зеленом будущем сбыться не суждено.